АвтоОмск,
14 февраля 2002 г.
Страшилка про страховку 494 просмотра
Автомобили не только совершенствуются, но и дорожают. Они не только бьются на дорогах, но и "бьют" себе подобных. Их угоняют, разбирают. Поэтому страхование "железного коня" — насущный и больной вопрос для автомобилистов.
Как правильно выбрать компанию на страховом рынке? Как избежать обмана и защитить себя в сфере страхования? На эти и многие другие вопросы отвечает Игорь Владимирович Пушкарь, председатель правления Омской областной организации "Общество по защите прав потребителей в сфере страхования".
— Игорь Владимирович, отношения автомобилиста и страховой компании начинаются как диалог потребителя со страховым агентом. Это верно?
— Да, так обычно и происходит. Но не стоит этим ограничиваться. Помните, что нужно внимательно ознакомиться с Правилами страхования, которые есть в каждой компании. В других сферах услуг отношения между потребителем и исполнителем услуг регулируются государством. Установлены единые правила торговли, пассажирских перевозок и другие. А стандартных правил страхования нет. Их разрабатывают компании самостоятельно. Такие правила могут представлять собой целую книжку с десятками страниц. Страхователь обычно не читает Правила или читает между строк, полагаясь на рассказ агента. Цель же последнего — продать полис. Поэтому он постарается представить Правила страхования в наиболее привлекательном виде, а о каких-то вещах, естественно, умолчит. Если страхователь заключает договор, не читая Правил, часто итог печальный: трения с компанией, претензии, даже суды.
— Итак, знакомство с Правилами — важное средство самозащиты для потребителя?
— Да, но это, скорее, второй шаг. Первый: проверьте наличие лицензии у компании. Причем именно на тот вид страхования, который вы заключаете. Попросите у агента копию лицензии с перечнем видов страхования, которые она осуществляет. Если вы страхуете автомобиль, а этого вида деятельности в перечне нет, никакого возмещения в случае угона или аварии не получите. Что бы ни пообещал вам агент предварительно. Второй шаг, о чем мы уже говорили: внимательно изучите Правила. Попросите их домой. Не спешите и не доверяйте трактовке агента. Страхуя новую машину, вы вносите серьезные деньги. Вот и подойдите к страхованию серьезно.
— Законно ли требовать Правила для изучения домой?
— Безусловно. Гражданский кодекс РФ обязывает страховщика к этому. Ведь в полисе есть графа, говорящая, что клиент с Правилами ознакомлен, что Правила получил. Часто автомобилист подписывает такую форму договора, не получая на руки Правил. Позже, в случае конфликта с компанией, он говорит, что с Правилами не знаком. Ему отвечают: "Как же? Вы подписали документ, что получили".
— Что делать, если агент отказывается дать Правила домой?
— Найти другую страховую компанию. У нас их в Омске 30, а то и больше. Выбор есть. Исключение можно сделать только в том случае, когда лишнего экземпляра Правил временно нет, но вы его вскоре получите.
— Компании, о которых вы говорите, все имеют лицензии?
— Большинство. Но если бы их в городе было только 10, все равно есть из чего выбирать. Не бойтесь говорить "до свидания" компании, что не идет вам навстречу.
— Хорошо. Допустим, Правила уже получены. Как с ними работать?
— Отметьте карандашом те пункты, по которым появились вопросы. При повторной встрече с агентом задайте ему эти вопросы. Если ответы вас не удовлетворяют (расплывчатые, неоднозначные), попробуйте выйти на менеджера компании. В каждой страховой компании, помимо продавцов полисов, есть более грамотные специалисты. Побеседуйте с менеджером. После этого, если вам не нравятся ответы, или же сразу, до встречи с менеджером, вы можете бесплатно проконсультироваться в нашем Обществе защиты потребителей (пр. Маркса, 18/1, каб. 330, тел. 39-69-25) или у других юристов.
— Какие неточности или хитрости в Правилах должны настораживать клиента? — Двусмысленные формулировки. Вот типичная: "Выплата страхового возмещения производится в течение 10 дней после принятия страховщиком решения о выплате". Когда страховщик примет такое решение, непонятно. Формулировка дает ему возможность тянуть с выплатами. В этом случае клиент может заключить договор на основании Правил компании, но указать: "За исключением пунктов такого-то и такого-то", или оговорить изменение формулировки. Если вам скажут: "В Правилах ничего изменить нельзя", откажитесь от данной компании.
— Требования клиента и в этом случае законны?
— Согласно Гражданскому кодексу РФ страхователь имеет право на внесение изменений в Правила страхования. В нашем примере формулировку можно изменить, скажем, так: "в течение 10 дней, но не более 30 дней с момента страхового события". Другой пример. Согласно действующему законодательству клиент обязан уведомить страховую компанию о наступлении страхового случая в сроки и способом, оговоренным условиями договора. Страховая компания в договоре отмечает, что она вправе отказать в выплате, если уведомление сделано не по правилам. У одних компаний это "правило" — письменное сообщение в течение 24 часов. А если машина разбилась в таком месте и таким образом, что просто неоткуда или некогда было дать телеграмму? У других компаний "правило" может означать 24 часа. И тут нет ясности. Что делать, если человек поставил машину в гараж, несколько месяцев не ездил на ней, потом обнаружил, что ее угнали неизвестно когда. Формулировку можно изменить так: "в течение 24 часов с момента, когда клиенту стало известно о страховом событии". То есть страхователь должен внимательно просмотреть все формулировки в Правилах, откорректировать их при заключении договора. Иначе страховщик не замедлит ими воспользоваться для своей выгоды. Будьте уверены.
— Это способ заработать на клиентах?
— Это бизнес. И нельзя в нем обвинять компанию. Страхование — такой вид бизнеса, который построен на недоверии друг к другу. Здесь нередки случаи страхового мошенничества со стороны потребителей. На Западе примерно 10% страховых выплат приходится на случаи мошенничества. Там даже создаются ассоциации по борьбе с такими обманщиками. Страховые мошенники есть и в России, даже в Омске.
— Имеются ли в городе компании, у которых и условия договора интересные и которые платят клиентам добросовестно?
— Условия всех компаний небезупречные.
— Почему? Нет соответствующего закона?
— Скорее, из-за нашей низкой культуры. Мы привыкли подчиняться. Дали нам Правила, а мы ничего не обсуждаем, не требуем. Просто подписываем договор. (Окончание следует).
ТУНДЫКОВА Г.
Вся пресса за 14 февраля 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Маркетинг, Автострахование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|